Вернувшись несколько назад в историю развития человечества, мы сталкиваемся с чем-то подобным. Во время путешествия евреев по пустыне они подверглись укусам ядовитых змей. “И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и прикрепи его на верху шеста
(Make a replica of a poisonous snake and attach it to the top of a pole.) и, ужаленный, взглянув на него, останется жив” (Числа 21:8).Что это? Думаю так: змей был проклят еще в самом начале мироздания. Проклят - отвергнут Богом, ничтожен пред Божеской силой. Выставив его на шест, Бог показал всему народу его бессилие. Видя это, люди исцелись от укусов, верой в то, что Божеское восторжествовало. Далее в законе повторяется, что “проклят пред Богом всякий повешенный на древе”
(Второзаконие 21:23). Смерть Иисуса произошла на древе. Что же выходит, что Он подвергся самой позорной смерти? Что Он проклят пред Богом? Тогда в чем смысл Его прихода в мир? За что Его проклинает Бог? Зачем потом возносит к Себе на небо?Судя по высказыванию Павла (для иудеев соблазн) такие вопросы возникали и раньше. В словах Исаией
- предсказание непонимания свершенного: “а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничтожен Богом” (53:4). Недоумение людей, более того, вера в свою непогрешимость. Но Евангелие проповедует, что верой в Сына Божьего мы спасены будем. Бог по воскрешении являет Иисуса в славе Его ученикам. Что это - непоследовательность?Нет. В этом и состоит последовательность и самая что ни на есть прямая связь Ветхого и Нового Заветов; указание на единое целое: и как историческое повествование и как учебник жизни с практическими выводами и указанием нужного направления для людей и способа его достижения.
Ибо понимать в прямом смысле жертву Иисуса, как ритуально приносимые жертвы животных, невозможно. Совершена она была в полном отступлении от предписанного ритуала (см. Левит 6:24-30). Жертва за грех должна совершаться очистившимся священником только в определенном месте: грешник возлагает руки свои на голову жертвы, символизируя передачу своих грехов жертве, затем кровью жертвы смазываются роги жертвенника, кропится перед завесою святилища (Левит 4:17), а далее жертва сжигается.
Но с Иисусом все было не так. По устно выраженному желанию евреев Иисус распинается в оскверненном месте, руками язычников.
Обратите внимание! Иисус добровольно идет на это. И даже специально для нас подчеркивается Его добровольность. Ведь Он говорит ученикам, что в Его силе упросить Отца отменить все. Своим мучителям Он заявляет, что не имели бы они над Ним силы, если бы им не было дано: Иисус знает своего предателя и Свой час... и говорит: “Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не перейдет небо и земля; ни одна йота или ни одна черта не перейдет из закона, пока не исполнится все” (Матф. 5:17-18).
Так что же произошло 2000 лет тому назад? А пришла полнота времен, по словам Павла. Человечество вступило в завершающую стадию своего познания, которое Бог постепенно и постепенно усложняя, вкладывал в наше сознание. И тот, Богом проклятый материальный мир, на который добровольно вступает Адам, добровольно распинается Иисусом. Не Сын Божий проклинается, а лишь плоть – материальный мир, который полон законов ограничения, разрушения и зла. Показано превосходство и торжество Духовного, Божеского над плотским. “Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех во плоти...” (Римл. 8:3). “Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому, что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются да и не могут” (Римл. 8:6-7). “... крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят...” (Галатам 6:14). Павел еще говорит, что как одним человеком вошел грех в мир, так одним человеком и искуплен. Это слова о двух Адамах.
Отсюда становится понятным как вера в Иисуса нас может спасти, что означают слова Иисуса, что никто не приходит к Отцу, как только через Него. Имеется ввиду, что только добровольным желанием мы можем изменить мир. Вера в Иисуса, в несостоятельность плотского, отказ от следования путем нашего плотского разума, ведет к спасению не только людей, но и всего созданного Богом. Павел пишет: “Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения Сынов Божьих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, а по воле покорившего, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо
знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне...” (Римл. 8:18-22).Нелепо, на этом фоне, выглядят все наши мольбы о “косметическом ремонте” нашего настоящего мира. Ведь еще пророк нам сказал, что мир должен преобразится: “... потому, что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих. Ибо вот Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце” (Исаия 65:16-17).
Ему вторит Иоанн Богослов
, предвещая будущее: “И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...” (Откровение 21:1).Вчитываясь в Библию, нельзя не заметить, что очень важно для Бога, чтобы люди проникли в смысл осознания истины: “Ибо хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1-ое Тимофею 2:3-4). А в таких книгах как Экклезиаст и Иов, Бог специально провоцирует задавать Ему вопросы: почему одинакова участь праведника и грешника, даже иногда торжествует несправедливость. И Бог не только не боится подобных вопросов, но даже поощряет Иова обвинить Себя в жестокости нашей земной жизни. Друзья же Иова
, лицемерно восхваляя Бога, обвиняют Иова. Но смотрите, на чьей стороне симпатии Бога: “И было после того, как сказал Господь слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только его лице Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов” Итак, невозможно в современной нашей жизни никакое улучшение, ибо вступили мы не в мир, который угоден Богу, а находимся в мире познания. И вот вывод, сделанный Экклезиастом: “И возненавидел я жизнь
, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все - суета и томление духа” (Эккл. 2:17). Призывы возненавидеть этот мир вовсе не означают, что нужно тут же оставить все дела житейские. Это лишь означает, что люди должны прийти к откровению и пониманию, что развиваются они в направлении не ведущем к тем достижениям к которым они стремятся.Роль человека - действительно уникальна на земле. По определению Библии “для человека не нашлось помощника, подобного ему”. Создан человек, как помощник Бога. И Иисус обещает, что, уверовав и преобразив мир, каждый будет в состоянии делать все те творимые Им дела, что выглядели чудесами в глазах окружающих, и “будете больше делать”. Но для того, чтобы человек пришел к этому, необходимо, опираясь на опыт накопленных знаний, через Иисуса верой возвратиться к Богу. То есть преобразиться как бы изнутри, переоценив направление своего стремления. И тогда Бог не замедлит прийти на помощь: “Я, Господь, ускорю совершить это в свое время” (Исаия 60:22).
Однако трудно себе представить современного человека, согласившегося признать несостоятельность и бесперспективность мира, построенного его собственным разумом, которым он так гордится и возлагает на него такие надежды. Где кажется себе и царем, и богом
, и всем во вселенной. А. Мень, характеризуя человеческую натуру, указывает на присутствие в ней иррациональных сил, “заставляющих его бояться свободы и рождающих в нем жажду властвовать и разрушать. Говоря о величии, разуме и стремлении к добру в человеке, нельзя сбрасывать со счета его слабость, раздвоенность, извращенность, волю к злу, проявляющуюся в самых разных формах: от элементарного садизма до сознательного культа.Высказывание Теяра де Шардена дополняет эту характеристику: “Мир ищет своих чисто человеческих дорог к истине, свободе, единству. Но чем больше он замыкается в самообожествлении, тем глубже он погружается в ложь, рабство и ненависть”
И вот для того, чтобы человечество пришло к откровению истины
, Библия говорит, что оно должно дойти до последней черты. Это можно сравнит с врубелевской темой в картинах: “Демона”, где демон сидит на краю пропасти, всем своим видом выражая понимание, что исчерпал себя и необходимо сделать выбор между самоуничтожением или признанием ошибки и обретением жизни. В Библии эта последняя черта именуется “мерзостью запустения на святом месте” (Даниил 9:27, Матф. 24:15).Во многих местах Ветхого и Нового Заветов Бог обещает нам, что это откровение возможно и наступит, и что Он готов сразу же пойти нам на помощь и навстречу. Во Второзаконии об этом очень убедительно говорится (30:1-3), Когда все перечисленные проклятия и благословения случатся с нами, и мы, живя в изгнании, поразмыслим и всем сердцем устремимся к Богу, Он не только простит нас, но разыщет и соберет к Себе со всех концов земли.
В книге Второзаконие отражены события чрезвычайной важности, события прошедшие, но крайне тесно переплетены с описанием будущего Иоанном Богословом. В прошлом неорганизованная, безоружная кучка евреев добровольно покидает мир рабства, расцветшего плода человеческого разума - цивилизованный Египет. Притом явно делается ударение: победа достигнута лишь единением с верой в Бога. Так же и в Откровении - верующим удастся вырваться из
рабства греха, чтобы получить обетованное, которое и во Второзаконии и в Откровении названо Иерусалимом.Во Второзаконии, на пороге вхождения в землю обетованную не только подводится итог всего пройденного пути, но еще делается акцент на несущественности всех достижений людского разума пред силой Бога.
Одновременно еще и еще раз внушается людям мысль
: что хорошо и угодно Богу и говорится о том, что уготовано Им для нас то важное и великое - недостижимо никакими самостоятельными людскими усилиями, но в единении с Богом путь к этому легок и прост: “Эти заповеди, что Я даю вам сегодня не есть сложные для понимания и исполнения... они в твоих устах” (Второзаконие 30:11-14). “Никто, слышащий предупреждения этих проклятий, не может думать, что он защищен от них и полагать, что будет спасен, ходя упрямо своим собственным путем. Такой будет полностью уничтожен” (Второзаконие 29:19).Далее Моисей прекращает свое предводительство и возвещает, что оставшийся наиважнейший переход в землю обетованную будет возглавлен Самим Богом: “Господь Бог твой, Сам пойдет пред тобою; Он истребит народы от лица твоего и ты овладеешь ими; Иисус пойдет пред тобою, так говорил Господь” (Второзаконие 31:3). И вот тут мы подходим, на мой взгляд, к кульминационному моменту вступления во владение обетованного Богом. На пути евреев стоит крайне мощно укрепленный город Иерихон. Его
, как и Египет, можно считать олицетворением достижения цивилизации, как бы последний ее оплот. Но как удивительно происходит завоевание этого города! Применяется способ, который был нам предъявлен неоднократно: это и сам выход безоружных рабов из Египта, и переход через Чермное море, и завоевание цивилизованных народов во время странствий по пустыне, и переход через Иордан, да и многое другое до и после этого периода. Это в единстве с силой Бога. Но эпизоду взятия Иерихона отведено настолько детализированное описание, что не обратить на это внимание и не задуматься над этим просто невозможно (см. Иисус Навин 6:1-19). Описан практически эффект синергизма. Который в наши дни получил широчайшее распространение. Его используют в маркетинге, бизнесе и так далее. И популярность его растет потому, что приносит свои плоды. В религиозной жизни эффект синергизма используется постоянно - это коллективная молитва.Сейчас я вкратце охарактеризую, что такое эффект синергизма. Это интеграция двух или более агентов или сил, совместный эффект которых более чем простая суммы индивидуальных эффектов. Специалисты, занимающиеся эффектом синергизма утверждают, что если
группой людей владеет единая мысль, цель, идея, то она способна формировать энергетическое поле, выходящее за границы локализации этого коллектива и вовлекает в эту идею людей не принадлежащих к этому коллективу. Если коллективы с одинаковой идеей территориально размещены в различных местах, то между ними перебрасываются энергетические мостики, воздействующие на тех, кто попадает под эти мостики. Различные религиозные конфессии, возможно не именуя это эффектом синергизма, пользуются повседневно, я упомянула - это коллективная молитва. Даже часто повторяется прихожанам слова Евангелия: "Где двое или трое собраны во имя Мое - там Я посреди них". В Америке в Канзасе более 100 лет существует объединенная школа - церковь. Членом ее может стать человек любого вероисповедания, ни называя, ни отказываясь от него. Достаточно лишь приобрести помесячную брошюрку, выпускаемую этой школой, и можно не выходя из дома, молиться в удобное для себя время. Условие только что молиться нужно определенной молитвой на каждый день расписанной в брошюрке. Которой кто-то из работников церкви молился 24 часа. Церковь и идея ее весьма популярна среди людей. Они уверенно заявляют, что им это помогает легче переносить свои проблемы, поддерживать душевное равновесие. Молитвы написаны произвольно. Имеют своим содержанием просьбы о помощи в делах наших насущных, хвалу и любовь к Творцу. Это уже шаг вперед - объединение людей различных вероисповеданий. Но Бог с очевидностью нам доказал, что не в этом мире счастье, что прежде "ищите Царства Божия". Что через наше откровение мы должны изменит весь мир от тленного к нетленному. А это уже эволюционный скачок, и невозможное на грунте этого мира: "плотские помышления закону Божию не покоряются, да и не могут". Обратите внимание "не могут"!Поэтому, для достижения эффекта синергизма в слиянии с
волей Творца, на мой взгляд наиболее подходит молитва предложенная Иисусом. Во-первых во всей Библии это единственная молитва, о которой нам говорится: "А молитесь так" (Матф. гл.6). Во-вторых она наиболее обща и выражает только непреходящие просьбы. Иоанн Кассиан Римлянин говорит об этой молитве так: "Здесь нет прошения ни о богатстве, ни о почестях, ни о власти и силе, ни о телесном здоровье или временной жизни. Творец Вечности не хочет, чтобы просили у Него чего-нибудь суетного, маловажного. Итак, тот нанесет величайшее оскорбление Его величеству и благости, кто, презрев эти вечно благие прошения, захочет умолять Его о чем-либо скоропреходящем и тленном; такой человек маловажностью прошений скорее навлечет на себя негодование Судии своего, нежели привлечет Его благоволение". При таком условии эффект синергизма не может восприниматься как некое чародейство, гипноз, навязывание своей воли другому. Ибо в этой молитве Воля Бога. А люди лишь добровольно присоединяют свою волю к Его и веру в то, что Он нам Сам говорит: "Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду" (Иеремия 29:11). Веру в то , что нет ничего в мире неведомого и не подвластного Ему: "Рефаимы трепещут под водами и живущие в них. Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аввадону" (Иов 26:5-6).Веру в то, что
"все через Него начало быт..." и продолжает быть от Него. "Я образую свет и творю тьму, Я делаю мир и произвожу бедствие, Я, Господь, делаю все это" (Исаия 45:7).И напоследок. У читателя может возникнуть вопрос: что
же делать потом с этим осознанием нашего греха, смысла жизни, ложности направления? Уничтожить весь этот мир, уйти от него, приняв какие-то формы затворничества, самоистязания или самоотречения? Нет, ни в коем случае. Ведь всем управляет Бог. Его требования к нам - это быть прилежными и добросовестными учениками Его. Поняв, что хочет Он от нас, стараться в точности исполнить. И делать любое нами исполняемое дело как будто именно для Него. Как нам показал пример Иисус, вспомним его слова в последние моменты жизни, обращенные к Отцу: "А впрочем, как Ты хочешь - не Я". Так учил и Экклезиаст - наслаждайся плодами рук своих, но всегда помни своего Творца. Д. Карнеги предлагает так: когда мы убеждаемся, что в предстоящей ситуации уже ничего изменить не можем, исчерпаны все резервы, нужно успокоиться и предоставит событиям разрешиться самим собой. Это попытка положиться на волю Бога. Но присутствует ощущение неизбежности; а Богу необходима не покорность неизбежности, а вера Ему безграничная "как детей малых". Ближе к тому, к чему зовет нас Бог характеристика у Виктора Пелевина: надо дать реальности самораствориться в своей сущности и все устроится. Как в Иисусовой молитве "Да будет воля Твоя". А что за этим последует? Апостол Петр спросил Иисуса, какая награда тому, кто следует за Тобой? Он ответил: "... получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Матф. 19:27-30).