Разветвления христианства

Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда проглатывающие

Матфей 23:24

Статистика наших дней свидетельствует, что каждый третий из причисляющих себя к верующим – христианин. Формально это означает, что единая идея владеет почти третью человечества. Согласно теории синергизма, получившей широкое распространение и применение в последние годы, если общая идея овладевает группой людей, то она способна воздействовать на окружающих, не относящихся к этой группе. Однако существует множество причин, препятствующих реализации эффекта синергизма в христианстве. Укажу только основные из них.

Пожалуй, самая главная из них, как это не парадоксально, – отсутствие единства в рядах христиан. Парадокс заключается в том, что есть единый для всех христиан Бог, есть Его Слово, однако толкование Библии различными христианскими конфессиями – разное. Поэтому нет единства взглядов между двумя главными и самыми древними ветвями – католичеством и православием. Нет его даже между приверженцами третьей ветви – протестантами.

Каждое ответвление христиан находится в непримиримой вражде друг к другу, наделяя собратьев, не принадлежащих их конфессиям, самыми нелестными эпитетами, как то антихристы, еретики и даже более звучными. Каждая конфессия утверждает, что Истина содержится только в их учении, хотя сами учения имеют склонность к некоторому отходу от Слова Божьего. Они пытаются Его дополнить мнениями собственных учителей, нередко возводимых в сан святых. Об этом Бог через Иоанна Богослова говорит: “Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славу которая от Единого Бога не ищете?”

Итак, можем видеть: нет единства в христианском мире ни между собой, ни с учением Бога. В таком случае эффект синергизма в полную свою силу сработать не может. А ведь еще Павел предостерегал: “Умоляю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно. И не было между вами разногласий, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях” (1-ое Коринфянам, 1:10).

Однако происходит нарушение Божьих заповедей: вражда, разобщение, извращение слова Божьего и т.д. Богу же угодно наше буквальное следование Его заповедям и законам с верой и простодушием “детей малых”. Смотрите как Он говорит об этом устами Моисея: “Все, что Я заповедую вам старайтесь исполнять, не прибавлять к тому и не убавлять от того” (Второзаконие, 12:32). Человек же продолжает тянуть за собой как шлейф свой первородный грех: пытается превзойти своим разумом самого Бога, вместо того, чтобы стараться извлечь из Слова Божьего основную мысль. Во всех книгах Библии головной мыслью является то, что люди в своем развитии избрали ложный, порочный путь, ослушавшись Бога. Я не могу сказать об этом лучше, чем сказано у Александра Меня в книге “Магизм и единобожие”: “Бог – предмет зависти. Бог – соперник, Бог – как нечто чуждое – вот что рождается в помраченном грехом сознании человека и толкает его на преступление заповеди”.

Из-за присутствия заблуждений и греха в учениях всех ветвей христианства Бог не позволяет последователям Христа объединиться. Продолженные нашим разумом чуждые и неугодные для Бога идеи Мень удачно называет строительством Вавилонской башни и характеризует это так: “Башня – империя есть символ попытки устроиться без Бога на земле …но вновь и вновь сходит Господь “посмотреть город и башню” и неизменно плоды демонической гордыни рушатся, точно сделанные из песка”.

Нам необходимо понять, и об этом написано в книгах Иова и в Псалмах, что в Библии некоторые утверждения должны приниматься как аксиома, на веру, что недоступны они для объяснения с позиции человеческого разума. А есть утверждения ясные и понятные, детально изложенные, для наглядности, увязаны с нашим земным бытием, находящие подтверждение в наших мирских знаниях. Вот они то и могут быть применены пастырями, как инструмент на пути к духовному становлению людей.

Однако на деле “выуживаются” из Библии такие проблемы, к решению которых Бог нигде нас не приглашает, и решение которых не принесет никакой пользы верующим. К примеру, такая проблема, ставшая “яблоком раздора” между христианскими конфессиями, как триедин ли Бог или нет. Во многих местах Библия говорит нам только о том, что Он живой. Но о том триедин ли Бог или нет, ничего не сказано. Библия не содержит даже намека, поощряющего исследование этого вопроса. А некоторые места ее наоборот, косвенный запрет на это. К примеру, в Числах Моисей напоминает, что Бога на горе Синай никто из людей не видел, а что они слышали лишь Его голос. В книгах Псалмы, Иова, пророков тоже указание на не постижение Бога и дел Его для человеческого разума. Да, собственно, какая для нас, людей, польза, если бы мы решили проблему триединства Бога? Убедительного довода в полезности разрешения этой задачи никто не приводит.

А вот еще пример неуклюжей попытки христодельфиан (одна из протестантских церквей)

проникнуть в сущность Бога. В главе “Личность Бога” из книги “Основы Библии” Д. Хистера (D. Hister) начинает “копаться” из чего состоит Бог, имеет ли материальное тело, и т.д. Хистер – учитель. Он может точно сказать будет ли польза для ученика, если вместо того, чтобы внимательно слушать подаваемый материал, он будет анализировать, что учитель ел вчера и сегодня, что у него под верхней одеждой и т.д. Кроме неприятного чувства у учителя это ничего иного не принесет. Но мы по отношению к Богу – Его творения, “глиняные куклы”. Так тем более не пристало нам анатомировать своего Творца. Это и неприлично, и кощунственно, и неэтично. Нам не под силу своим разумом до конца постичь полностью даже мир, окружающий нас. Да и такой анализ Бога не приближает и не укрепляет человека в вере, а может иметь даже обратный эффект. Потому что, если кто возомнит, что Бог такой же, как мы, то станет непонятным Его могущество и способность управлять миром, что иногда и приходилось слышать в кругах атеистов.

Примеров такого исследования Библии среди христиан различных конфессий можно привести множество. О такого рода учениях Евангелие от Марка говорит: “Устраняя Слово Божье преданием вашим, которое вы установили, и делаете многое сему подобное”.

Остановлюсь на коллективной молитве. В ее большой действенности убедились все христиане и широко этим пользуются на практике. Но, к сожалению, молимся о том, что нас волнует в нашей земной жизни, т.е. в той, которую мы же сами и построили. А Бог хочет от нас совершено другого: чтобы мы в корне отвратились от этой жизни. Мне скажут, что Бог облегчает наши страдания и слышит наши просьбы. Так это происходит по безграничному милосердию Его. У христодельфиан неплохая идея: они имеют “Спутник Библии” в котором обозначено в какой день какую главу читать. Прекрасна мысль тем, что в одно и тоже время все единому обучаются. Но, во-первых, только христодельфиане, во-вторых, необходимо связать науку с нашей жизнью и указывать на практические выводы.

Тут, в Америке, я встретилась с тем, что существует школа объединенных христиан. Выпускают брошюрку “Ежедневное слово”. Это шаг еще далее, чем коллективная молитва. Во-первых, объединение людей различных ветвей христианства, во-вторых, одновременная одинаковая молитва всех участников. Совсем необязательное присутствие в церкви членов этой школы. Просто надо в одно и тоже время молиться назначенной на этот день молитвой. Это переход на еще более высокую ступень в использовании эффекта синергизма, чем просто коллективная молитва в церкви.

Мне приходилось разговаривать с членами этой школы. Они очень довольны, считают, что это им помогает лучше справляться с их жизненными проблемами. Молитвы в этой брошюрке направлены на укрепление любви к Богу, воспитание духа или просто содержат наши частные просьбы. Все это хорошо, но хотелось бы, чтобы объединился весь христианский мир. Именно это обещал Бог еще Аврааму: “И благословятся в тебе все племена” (Бытие, 12:3). Кроме того, необходимо понять – как важно стремиться к Царству Божьему, к желанию власти Бога над нами, а не к улучшению созданного нашим разумом бытия.

Вот это все содержит Иисусова молитва (Матфей, Гл. 6). И именно эту молитву нам предлагает Бог. Только в одном месте Библии содержится такое конкретное указание, где Иисус говорит: “Молитесь же так…”, и еще добавляет, что нет необходимости высказывать Богу наши желания, ибо Бог – Отец, и знает их. И действительно, он лучше знает нашу нужду, потому что знает наш дальнейший путь и к чему нас готовит.

Если бы христиане отбросили все ссоры между собой, прекратили “мудрствовать” там, где нет необходимости, и объединились между собой, прониклись тем, чего от нас желает Бог, то под предводительством Сына Божьего, с Его единой всеобщей молитвой могли бы достичь того, что обещано нам Иисусом: “Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь” (Иоанн, 5:24).



Hosted by uCoz