Из вопроса как спасти мир, как уменьшить страдание мира вытекает вопрос: почему Бог допускает страдание. Это наиболее уязвимое место любой религии, и поэтому вопросу написано очень много работ. Я хочу процитировать литовского религиозного философа А. Мцейна из книги “Драма Иова”. А. Мень тоже пишет об Иове, но у него несколько по другому расставлены акценты. Главной мыслью является то, что в присутствии Господнем все вопросы отпали сами собой, и что человечество подошло к черте за которой ему должно было открыться возможность жизни духа после смерти тела. У Мацейны же главная тема это страдание. Цитирую: “Страдание обладает удивительной побуждающей силой… Счастье делает человека пустым… Если бы человек постоянно жил счастливо, то возможности его бытия не раскрылись бы. Страдание выбрасывает человека из повседневности. Иов был погружен в состояние Марфы (Евангелие от Луки: Марфа заботилась о большом угощении, а Мария села у ног Иисуса), он заботился о многом. Вершил суд, давал советы, помогал несчастным, приносил жертвы за своих детей. Это были добрые, нужные дела. Но забота Иова не достигала его глубин и не была сосредоточена на его бытии. Это произошло только во время страдания. Между тем страдание, словно высоко поднимающееся солнце, рассеяло туман повседневности, и Иов увидел, что он стоит у бездны небытия.”

Вы пишете об общей молитве. Формально это возможно, люди могут вместе добросовестно молиться. Но Богу нужна не только простая молитва, а крик души. Нужен личный духовный опыт каждого человека. Не могут все люди одновременно испытать состояние Иова, потому что все они разные. Даже Иов после трагедии заговорил не сразу, семь дней он молчал.

На вопрос, что делать, для меня ответом является жизнь А. Меня. Он не лез в политику, не играл в диссидентство, скромно служил в провинциальном месте с жутким названием Семхоз. И старался разжечь в душах людей искру веры и сделал больше добра, чем многие борцы за справедливость.

В книге “Практические советы Матери Терезы” написано: “Я верю в малые дела, именно в них наша сила. Для Бога нет больших и малых дел, потому что Он так велик, а мы так малы. Что бы вы не делали, даже если вы просто помогаете кому-то перейти улицу, вы делает это для Иисуса. Сделать доброе дело не означает помочь как-то материально. Пусть это будет просто улыбка. Ведь улыбка это знак миролюбия. Протянутая рука – символ любви. Люди изголодались по любви”.

Вот уже несколько лет эти слова стали моим жизненным кредо. Скромные маленькие добрые дела, но каждый день, а там глядишь – капля камень точит, и мир станет чуть добрее.

Каждый приходит к Богу своей дорогой, но в основном, эта дорога идет через страдание, когда боль становится нестерпимой, и никто из людей не в состоянии помочь, мы вспоминаем о Нем.

Наталья.

 

Я Вам очень благодарна за цитату Мацейна. У Меня звучит, что Бог всегда находится с человеком и в беде, и в радости, а Мацейн развил эту мысль далее, что страдание дается человеку во благо его же. Когда эту мысль услышала от другого, то она стала еще яснее для меня. А ведь я же подчеркивала в своей статье “И.Т.К.?”, что по определению человек не может быть счастлив в этой жизни, и что Бог использует все методы воспитания человека, чтобы отвратить его от этой жизни, “чтобы возненавидели мы ее”. Ведь мы приготовлены Богом не для этого, а для чего-то иного и должны измениться. Посмотрите 1-ое Коринфянам 15:50-54: “Плоть и кровь не наследуют Царства Божьего. Тленное не наследует нетленное”.

Вы говорите, что не могут люди всего мира одновременно так искренне молиться, чтобы “крик души” вложить. Да, не могут. Но я и пишу, что для проявления эффекта синергизма и не нужно, чтобы сразу все, это и нереально. Скажите вы молодому преуспевающему бизнесмену, что он идет не в ту сторону. Какова его реакция будет?! В Библии, я полагаю, и приведен такой подробный разговор Бога с Авраамом, перед разрушением Содома и Гоморры. Ведь Авраам не с соседом даже говорил, а с Богом. И Авраам очень хорошо понимал свое место: “Я прах и пепел…”. Да и нельзя предположить такую говорливость и праздное любопытство у него. Тогда почему же его так беспокоила судьба этих городов? Библия ведь каждое слово умыслом помечает. Авраам не задает ни единого вопроса когда Бог предлагает принести в жертву сына его, а только неукоснительно исполняет.

Представьте себя на месте Авраама: вам сообщают о какой-нибудь аварии, где погибло много людей, и одновременно о смертельной болезни сына. Что вас беспокоит больше?!

А о том, что в эпизоде взятия Иерихона описан эффект синергизма, то можно убедиться взяв любой учебник по синергизму.

Далее. Не верите Вы действенность всего, что я предлагаю только в силу инерционности и рационализма человеческого разима, а мы поверить должны Богу как дети малые. Они еще лишены взрослых стереотипов. Снова у Павла, в 1-ом Коринфянам 1:18-23: “Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну”. А еще у Павла в Послании к Евреям, в одиннадцатой главе: “Верою пали стены иерихонские”.

Вера должна быть такой, как на иконостасе у матери Божьей в Кирилловской церкви в Киеве. Расписана она была М. Врубелем. Земная женская красота искажена невыразимой мукой, и одновременно готовностью непоколебимой принять эту муку. Если вспомним врубелевского “Демона”, я долго не могла понять такого диапазона интересов, и изображен не классический образ демона, или что-то наподобие картин Дали, а прекрасный юноша. А потом поняла: это же человечество, “вершина Божьего творения” по красоте, но своим грехом гордыни загнанный к краю пропасти. И не имеет ни выхода, ни сил, чтобы признать несостоятельность нашего разума.

А теперь о словах Матери Терезы. Великолепно. Действительно вся наша жизнь состоит из маленьких дел, и они вершат наши судьбы. Однако добро это на пользу только тому, кто его делает, и при выполнении евангельского условия “левая рука не должна знать, что делает правая” (Матфей, 6:3). А в общечеловеческом масштабе это добра не увеличивает.

Валентина.



Hosted by uCoz