Больше всего меня беспокоят вопросы:
А что будет потом? После общей молитвы? Ведь как, известно, после взятия Иерихона продолжилась история падений, греха, поражений и страданий. То же мы наблюдаем и после Содома. Не будет ли это нарушением воли Бога. Не поставим ли мы вместо: Да будет воля Твоя, позицию - Да будет воля моя? То, о чем много раз предостерегал А. Мень. Не будет ли это похоже, не дай Бог, на магические действия.
Если одна группа людей способна воздействовать на другую группу помимо ее воли, не лишим ли мы тем самым вторую группу свободы выбора? Той свободы, которая дарована нам Свыше.
Недавно я прочитали у Н. Бердяева отрывок, очень созвучный, на мой взгляд, Вашим мыслям. Посылаю его Вам целиком.
“Самая большая религиозная и нравственная истина, до которой должен дорасти человек, это то, что нельзя спасаться индивидуально. Мое спасение предполагает и спасение других, моих близких, всеобщее спасение, спасение всего мира, преображение мира. Самая идея спасения родилась из подавленности человека,
она связана с судебным пониманием христианства. Она должна быть заменена идеей творческого преображения и просветления, идеей совершенства жизни. Творит не только Бог, но и человек. Эпоха конца есть не только эпоха разрушения, но также и эпоха богочеловеческого творчества новой жизни и нового мира. Церковь Нового завета была символическим образом Церкви Духа. В Церкви Духа будет читаться вечное Евангелие. Когда мы приблизимся к вечному царству Духа, то мучительные противоречия жизни будут преодолены и страдания, которые под конец усилятся, перейдут в свою противоположность, в радость, и произойдет это не только для будущего, но и для прошедшего, так как будет обращение времени и все живые будут участвовать в конце” (Н. А. Бердяев “О назначении человека”, глава “Конец вещей и новый эон”.Наталья
Своими вопросами и цитатами из книг богословов и философов Вы обогащаете мое разумение Библии и нашего человеческого пребывания на земле. На все свои вопросы Вы практически ответили цитатой Н. Бердяева.
Да, действительно, люди продолжали грешить после того, когда несли наказание Господне. Был всемирный потоп и спаслась только семья праведного Ноя, но умножившись и расселившись по земле люди своим грехом привели себя к Иерихону, Содому, Гоморре. Это и были ступени того опытного познания, которое преподавал Бог. Чтобы люди убедились в немощности своего разума спастись законом. Спасение стало возможным (об этом прекрасно пишет Павел в “Послании к евреям”) только с вступлением человечества в более высокую фазу своего развития, когда людям предоставлена возможность спастись через веру, т.е. с приходом Сына Божьего: “…поэтому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию, получили обетованное”.
Но и христианство должно в своем развитии пройти ступени познания до фазы совершенствования. Об этом мы можем найти у Бердяева, когда он говорит о разделении христиан на православных и католиков: “Для таинственных целей Промысла религиозная жизнь человечества распалась на два опыта, на два пути. Оба опыта имеют свою миссию и восполняют друг друга, но мы должны понять различие опытов и победить вражду на разных путях, мы можем и должны”.
У А. Меня я не нашла конкретных слов о ступенях познания, но уже одно то, что он свой двухтомник называет “История религии”, а не “религий”, говорит о том, что он видит религиозную жизнь человечества как единый, разветвленный процесс.
Теперь о том, нет ли в этом магии. Нет. Ведь молитва от Бога дана. И я подчеркиваю в своей статье, что, молясь нужно в сердце и разуме нести только содержание, вложенное в молитву, ничего не прося иного и не желая ничего иного, испытывая глубочайшую, благоговейную любовь к своему Создателю. Это то, что говорит Иисус (Евангелие от Матфея, гл. 6): “…когда молишься, войди в комнату твою, и затвори дверь твою…, а молясь, не говорите лишнего…”.
Не навязывание ли это воли другому, помимо его согласия? Так ведь научение приходит посредством того, что излагается желаемое или необходимое. А как это воспримет каждый отдельный индивид – это его право, тут нет гипноза. Тут только еще один из способов коммуникации. И если раньше радио, телевиденье, интернет именовались церковью ересью, то сейчас пастыри широко пользуются этими
средствами коммуникации. А проф. П. Мольцбергер, лекции по синергизму которого я слушала, назвал интернет одной из форм проявления эффекта синергизма.Бог заповедовал нам нести Его слово во все уголки земли и не ограничивает нас каким путем это будет сделано: через печатное слово, через радио и телевиденье, через интернет, с трибуны, с церковной кафедры или посредством мысли, пришедшей из космоса. Иисус в своей притчи о посеянном зерне говорит определенно, все зависит от того на какую почву упадет посеянное.
А о том, что будет после общей молитвы, так это опять вопрос нашей веры. Если мы верим Богу, так Ему угодно наше покаяние, и Он обещает нам за это благо. Можем ли мы Ему не верить? Если допустить сомнение хоть в одном слове, то это уже неверие всему Слову Божьему. Не в одном месте книг Библии Господь обещает и делает милосердие к покаявшимся. Чрезвычайно наглядным примером тому может служить книга пророка Ионы. Вспомните покаявшихся ниневитян.
Возвращаясь к цитате Бердяева, приведенной Вами, хочу сказать, что он тоже настаивает на том, что Богу не нужно спасение единичных особ, а множество (а может и все мы – земляне). Кроме того, Бердяев говорит, что “эпоха конца – это не только эпоха разрушений”, а еще указывает, что Богу угодно наше активное сотрудничество с Ним, тогда преобразится не только дух человека, но и весь мир.
Меня все время не покидает мысль, что если бы Бердяев и Мень знали об эффекте синергизма, они бы его увидели в Библии. Ведь оба все время “вертятся” вокруг этого. Я даже писала, что Мень подходит вплотную к Иерихону, удивляется тому, “как мог пасть столь надежно укрепленный город”. Указывает: “Главным препятствием на пути в Западную Палестину является Иерихон”. А что потом возвели евреи в Палестине? Божий град Иерусалим. А что говорится в “Откровении Иоанна Богослова” 21:9-10? “…пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца… и показал мне великий город, святый Иерусалим…”. Значит наше будущее там, а если так, то мы должны воспользоваться и путем достижения к нему, который люди уже раз воспользовались. Иначе, для чего Бог нам его описал?
Валентина.