Смысл жизни

С момента возникновения человеческих сообществ и до наших дней ставится вопрос о том, чтобы втиснуть жизнь сообщества в наиболее для него благоприятное и оптимальное русло. В наши дни этим занимаются целые институты. Но вот как характеризует достижения в этой области А. Мень в книге “Магизм и единобожие”: “Тенденция, идущая от Руссо, в новое время особенно ярко воплотилась в прогрессизме и марксизме. Сторонники этих доктрин утверждали, что научно-технический прогресс и совершенствование социально-экономического строя приведут к гармонии человека, подавленного прежде природой и обществом. Этой цели служили утопии и обещания оптимистов XVIII и XIX веков. Но пренебрежение христианством оказалось роковым и обнаружило несостоятельность прогрессивных верований. Это с особенной очевидностью обнаружилось в XX столетии. Никакая эпоха мира не знала такого расцвета науки и таких технических достижений, никогда социальные эксперименты не производились в таких масштабах; все для человека - таково кредо века, начертанное на всех знаменах. Казалось, можно было ожидать, что люди стремительно начнут приближаться к своему идеалу...

Но что же мы видим? Прогресс знания и общественные изменения лишь нагляднее показали, что не в них ключ к подлинному возрождению человека, что не могут они исцелить его, ибо он сам по себе существо дисгармоничное. Ни падение сословных барьеров, ни расщепление атома, ни выход в космос не сделали его лучше и счастливей. Слишком часто завоевания науки оказывались направленными против самих же людей, искусство служило растлению, высокие слова о гуманности и свободе - обману и угнетению. Иными словами, многое изменилось в мире, не изменился лишь сам человек.

Замечательно, что именно в эпоху торжества технической цивилизации психоанализ вскрыл всю глубину болезненной извращенности человека... Зло в человеке обнаруживает какой-то особый, чуждый природе изощренный характер: это не просто звериная стихия, а упоение злом, скрытый или открытый сатанизм”.

Со словами Меня перекликаются взгляды талантливых писателей, философов, художников, которые своими произведениями поднимают вопрос о смысле жизни, пытаясь найти на него ответ. Не оставляет равнодушным эта тема и рядового человека. Я бы хотела пригласить читателя рассмотреть это через призму знаний, поданных в Библии.

Венцом Божьего творения в ней назван человек. Имея общую природу со всем материальным миром, он, однако, отличен от него. Только человеку Бог “вдохнул в лице его дыхание жизни”, только человека создал по “образу и подобию” Своему, только человека наделил восприятием абстрактного и сразу же дал определение: “наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле”.

Но почему же человек такой дисгармоничный в себе. Что это - неудача в творении или непредвиденная случайность? Почему человек вступает в противоречие с Богом, совершает грех?

Богословская литература принимает точку зрения, что в самом начале мироздания произошла непредвиденная ошибка, повлекшая противление Богу: хаос - в мире природы, в духовной сфере - это неповиновение человека и падшего Ангела.

Тогда сразу напрашивается вывод, что Бог не такой уж Могущественный, а как раз недальновидный и безответственный. Чтобы не впасть в противоречие с Библией, которая утверждает, что Бог Всеведущ, Могущественен, Справедлив, Совершенен, богословы вводят термин “самоумаление Бога до времени” и “попущение” сопротивления хаоса и человека.

Но понятие “самоумаление” не только ничего не объясняет, а, наоборот, порождает новые вопросы. Зачем, для какой цели и почему человек должен терпеть такие страдания на земле? Для чего свирепствовать злу, и для чего Богу Самому Себя унижать и ставить в двойственное положение? При внимательном чтении Библии с первых страниц книги Бытия можем убедиться, что никакой ошибки не было, а наоборот: “И увидел Бог, что Он создал, и вот, хорошо весьма”. Даже подчеркнуто, что не просто хорошо, а хорошо весьма.

Кроме того, утверждается, что все заранее было предусмотрено. В притче о Мудрости: “Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих” об этом конкретно говорится. А вот слова о Всеведении Господнем: “Ещё нет слова на языке моем, Ты, Господи, уже знаешь его совершенно” (П. С. 138:4). “Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записанные все дни для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было” (П. С.138:16). Продолжать цитаты о Силе, Могуществе, Мудрости Бога можно до бесконечности. Но об этом свидетельствуют Его дела - созданный Им мир. Тогда как же быть со злом, которое явно присутствует в мире?

Подойдем с другой стороны к этому предмету. Человек создан творить, владычествовать, да еще и, по-видимому, с могуществом подобным Богу. Но для этого нужно иметь чрезвычайную ответственность, и очень хорошо сознавать, что такое добро и что такое зло. Наилучший способ обучиться чему бы то ни было, это – получить практический опыт. Для этого Бог насаждает в раю дерево познания добра и зла; роль его предусмотрена - для процесса научения. Так все укладывается в логическую цепь, а не выглядит набором случайных фактов.

Человек сотворен из того же материала, что и весь мир, законам которого присуща энтропия. Поэтому он тоже увлекается этими законами, вступает на путь, ведущий к саморазрушению. Но человек – особое творение, ввиду того, что только он из всего тварного мира содержит в себе часть дыхания жизни, вдохнутую Богом. Ему предоставлена такая свобода, что от его выбора зависит развитие и жизненный путь не только самого себя, а всего сотворенного мира. Так следует понимать слова о предоставленном владычестве. Это же подтверждают и слова Давида, что весь мир положен к ногам человека.

Бог сразу сказал Адаму, что Адам выбрал не только свой жизненный путь, а “проклята земля за тебя”. И далее, неоднократно, для нашего уразумения зависимости всего мира от человека Библия повторяет: “Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях сохнуть? Скот и птицы гибнут за нечестия жителей...” (Иерем. 12:4). “…суд у Бога с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле... за то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут” (Осия 4:1-3). Но грех должен был свершиться, чтобы человек изведал его путь. Об этом свидетельствуют слова, что надобно прийти соблазнам в мир. Об этом свидетельствует и Тот, Кто должен искупить грех и создан был ранее самого свершения греха: “Предназначенного еще прежде создания мира...” (1 Петр 1:20). Иисус тоже говорит, что прежде чем был Авраам - “Я есмь”.

Итак, очевидно, что непредвиденной ошибки не было, что, то, что произошло на заре становления мира, было необходимым актом для эволюции человеческой духовности.

Первым людям дано было сразу увидеть, какой страшный и ошибочный путь они избрали: “И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги...” Произошла трагедия. Люди поняли, что переоценили свои возможности. Что их защищенность и сила содержатся не в их плотском начале, а в Том, от Кого они добровольно отделились. “Наги” - это имеется ввиду незащищенность. Потому, что дальше говорится не о том что люди устыдились своей наготы, а испугались (!). В этом разница. Смотрите, как Адам отвечает Богу: “Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому, что я наг, и скрылся” - незащищен пред Божиим величием. Жалок.

В дальнейшей жизни осознание своего поступка у людей как-то стирается, сохраняется лишь неясное подсознательное ощущение вины. Л. Эйсли пишет: “Страшное потрясение, испытанное нашими предками при скачке от животного к человеку, все ещё гулким эхом раскатывается в глубинах нашего подсознания”. Но почему не оставил Бог четкого осознания человеком своего проступка. Да потому, что необходимо было человечеству пройти весь предназначенный путь до конца, убедиться в бесплодности того, куда заводит нас наш человеческий разум, затем добровольно и сознательно от этого отказаться. А с ясным осознанием всего происшедшего, люди не смогли бы изведать всех закоулков своего мудрствования, своей гордыни. Стругацкие отвечают на этот вопрос так: “Мне сказали, что эта дорога меня приведет к океану смерти, и я с полпути повернул обратно. С тех пор все тянутся передо мной глухие окольные пути…”

Не объясняя, почему человек изначально не создается совершенным, Бог очень определенно дает нам понять, что видит его несовершенство, и не намерен переделывать, а намерен учить и воспитывать людей. Это ярко видно из описания всемирного потопа и последующих за ним событий. Оставляется в живых лишь семья праведника Ноя, но, по отдалению во времени от всемирного потопа - люди больше и больше уклоняются в сторону плотских похотей.

Об этом свидетельствует и 40-летнее блуждание евреев в пустыне. Люди специально поставлены в экстремальные условия, в рамки ограничения плоти. Вымирает все поколение, знавшее утехи плоти, остаются только взращенные в условиях жесткого самоограничения. Ну и что же? Да Бог сразу дает понять, что запреты и ограничения не могут достичь того, что Он планирует, что они не есть тот воспитательный инструмент, которым Он собирается воспользоваться. Смотрите, на пороге вхождения в землю обетованную Бог предсказывает Моисею: “...вот ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним”. (Второзаконие 31:16).

Конкретно разъясняя, что влечет за собой то или другое направление, Бог не препятствует людям пройти и воочию убедиться в предсказанном, всеми тропинками согласно нашего людского разумения: как в области научно-технического прогресса, общественно-бытовых и социальных формаций, так и в области познания различных религий. Изведать все порочные стороны плотской натуры.

Бог показывает ограниченность и несовершенство всего того, что человек делает своими идеалами. Это видно и в эпизодах построения Вавилонской башни, кажущейся людям до небес, а Богу нужно было “сойти”, чтобы ее посмотреть; и, потом, беспомощность людей и невозможность объединиться всего лишь после смешения языков. Это звучит и в откровенном пренебрежении Бога к цивилизации и техническому прогрессу, что есть никчемным пред силой Бога.

Там же в пустыне, показывая бесполезность запрета, Бог демонстрирует, что Дух животворит и поддерживает плоть, а не наоборот: “Сорок лет водил вас по пустыне и одежды ваши на вас не обвешали, и обувь твоя не обвешала на ноге твоей. Не имели хлеба или вина или других крепких напитков, но Он давал вам пищу, чтобы знали вы, Он есть Господь, Бог ваш”. (Второзаконие 29:5-6). Другими словами, что все в руке нашего Творца, и все Ему подчинено, подвластно и по силам. А мы не хотим этого понять, полагаясь на свой собственный разум и надеясь на плоть: “Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели это. О, если бы они могли знать их судьбу! Как мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник наш не предал их, и Господь не отдал их!” (Второзаконие 32:28-30). Об этом свидетельствует и Евангелие: несчастный тот человек, кто делает опорою плоть свою; ищите Царства Божия, остальное вам приложится; не хлебом единым... и так далее.

Первые страницы Бытия нам открывают насколько сильно человек боится свободы и ответственности. Ева ответственность за свой поступок возлагает на змея. Адам поступает еще более трусливо и дерзко: он не только не сознает себя виновным в содеянном, обвиняя Еву, но даже косвенно обвиняет Самого Бога: “Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева. И я ел”.

Но, невзирая на столь длительный путь в эволюции нашего сознания, до сих пор мы не научились отвечать за свои поступки. Ведь то, что религия признает наличие дьявола, по силе почти равного Богу, совращающего человека, означает не только продолжение теории дуализма, но, что может быть еще более важно – это нежелание понять, что все - внутри самого человека. Так устроен человек, что только он сам способен добровольно и сознательно избирать один из двух путей: быть с Богом или строить жизнь сообразно своего самостоятельного разумения. Среднего не дано. Человек решает сам, и никто извне не совращает и не извращает наш выбор: “В искушении никто не говори - Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью, похоть же зачавши, раздает грех, а сделанный грех раздает смерть” (Яков 1:13-15).

Бог указывает, что изменить направление своей жизни человечеству просто, это лишь добровольно осознанное желание изменить похоти плотские на духовные стремления: “Ибо заповедь сия не недоступна для тебя... но весьма близко слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтоб исполнить его” (Второзаконие 30:11-14).

То же подтверждает и Евангелие. Иисус призывает возненавидеть материальный, плотский мир с его греховными похотями и ограниченными возможностями. Апостолы подчеркивают, что не об улучшении в этом земном мире мы должны заботиться: “И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков” (1-ое Кор. 15:19). “Не любите мира, ни того что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская - не есть от Отца”
(1 Иоанн 2:15-16). И кульминационным моментом несущественности плотского является приход Сына Божьего и воплощение в человеческую плоть. Воплотившись в плотское, Иисус тоже подпадает под законы материального мира. Для нашего разумения этого и
описаны искушения плоти и страдания Иисуса. Исаия называет Его “муж скорбей, изведавший болезни”. (53:3).

Давайте остановимся и вглядимся более пристально в события прихода Сына Божьего в земной мир. Что означает жертва Иисуса? Как понимать слова пророка “наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились”? (Исаия 51:5). С первого взгляда все выглядит парадоксально: приходит Богочеловек, а люди Его поражают. Тогда где же Его победа? Вот об этом то и слова Павла – мы проповедуем Христа распятого - для иудеев соблазн, для эллинов безумие.

Продолжение



Hosted by uCoz